В. Кобелев и Г. Митус

Наталья МОЛЧАНОВА

На фото: В. Кобелев (начальник СМУ-4 «Сибакадемстроя»)
и Галина Тимофеевна МИТУС 1984 г.

В конце шестидесятых Белокуриха, несмотря на богатый опыт в курортологии, практически не имела объектов капитальной застройки. Деревянные корпуса санаториев были большей частью не благоустроены. Отсутствие материальной базы, отвечающей по объему и содержанию существующим на тот момент требованиям, препятствовало развитию курорта.

В 1970 году Постановлением Совмина РСФСР от 25 августа курорт Белокуриха был внесен в перечень курортов общесоюзного значения. Это позволило ВЦСПС ежегодно выделять значительные средства для развития сибирской здравницы.

Как удалось добиться решения по Белокурихе на таком высоком уровне, кто принимал в этом активное участие, на этот и другие вопросы  нам ответила Галина Тимофеевна МИТУС. В то время она была главным инженером, а потом и начальником Управления капитального строительства Алтайского крайсовпрофа, через которое осуществлялось финансирование города-курорта.

– Галина Тимофеевна, какое место в вашей жизни занимает Белокуриха?

– Мой трудовой стаж 43 года. Из них 30 лет – это Белокуриха. Почти вся моя сознательная жизнь. Барнаул – хорошо, но Белокуриха – это совсем другое. Белокуриха – родная мне. Здесь живет много моих друзей, которых я очень люблю, которые мне очень дороги.

Впервые я приехала сюда в 1970 году в должности главного инженера. В начале семидесятых в Белокурихе началось активное строительство базы инженерных сооружений и сетей, а затем и санаторных комплексов.

– Как в то время удалось добиться, чтобы правительство обратило внимание на маленький курортный городок в далекой Сибири и приняло столь серьезное решение?

– Дело в том, что в 1968 году руководство края обязало Бийский трест №122 осуществить строительство санаторного комплекса №1 (ныне санаторий «Сибирь»). Этот объект строился более 10 лет. Проблемой стали постоянные перебои с поставкой материалов, трата времени на доставку рабочих из г. Бийска. Одним словом, подрядчик оставлял желать лучшего.

Надежного исполнителя заказов найти оказалось непросто. Председателем Алтайского крайсовпрофа был Петр Павлович Бородулин, председателем ВЦСПС – Степан Алексеевич Шалаев. Именно они, благодаря своим личным контактам с министром среднего машиностроения  Ефимом Павловичем Славским, вышли на «Сибакадемстрой». Застройщик курорта ВЦСПС передал Минсредмашу около 20 млн. рублей для создания в селе Белокурихе мощной строительной базы.

Личное участие этих людей помогло осуществить строительство объектов на столь отдаленной территории и такими высокими темпами.

– В чем заключались основные строительные задачи?

– Основной проблемой для Белокурихи тогда являлось отсутствие инженерных сооружений и сетей. Их строительство начали с нуля. Слабые электролинии не выдерживали больших нагрузок. Городских систем очистки сточных вод, водовода, котельной и теплотрасс не было. Все это надо было построить и ввести в эксплуатацию.

– Что, на ваш взгляд, было самым сложным в  этот период?

– Дефицит современных строительных материалов. Из-за этого при строительстве объектов возникало немало, казалось бы, неразрешимых проблем. Но их быстро и результативно помогал решить Е.П. Славский. Он помог городу в приобретении 30 километров стальных труб для водовода с реки Песчаной (по тем временам достать их было практически невозможно), 10 километров бронированного кабеля для телефонизации вновь построенных санаториев «Сибирь» и «Катунь», остродефицитного оборудования для ремонта центральной котельной и строительства моста через реку Катунь.

– Как вам, женщине, удавалось добиваться порой невозможного, работая в такой «мужской» сфере деятельности, как строительство?

Галина Тимофеевна МИТУС– По разному приходилось. Но, в основном добивалась положительного результата добрым словом, хотя и строгость проявлять не раз приходилось.

– Какие объекты были построены в Белокурихе с 1972 года?

– Все объекты инженерного обеспечения. С начала семидесятых  по 1992 год подразделением «Сибакадемстроя» СМУ-4, наряду с объектами жизнеобеспечения: высоковольтной линией, водоводом, канализацией, котельной и т.д., были построены санаторные комплексы – «Катунь», «Белокуриха», «Россия», водолечебница с поликлиникой, многоэтажные жилые дома, общежития, детские сады, частично больница, дороги и другие объекты благоустройства.

За этот период  на развитие города и курорта было выделено и освоено больше ста миллионов рублей. Финансирование осуществлялось через управление капитального строительства крайсовпрофа с созданием на курорте дирекции строительства. Четырнадцать лет ее возглавлял И. И. Ярыгин.

– Моменты, которые вам запомнились больше всего за время строительства города-курорта?

– Самое яркое воспоминание у меня о строительстве водозабора. Тут я проявила свой характер. Водозабор был запроектирован на реке Белокурихе. По проекту он должен был расположиться выше Старой Мельницы. Туда нужно было построить дорогу, соответственно, была бы уничтожена большая часть лесного массива. Потом построить плотину, водохранилище. А самое главное, дебет реки – мизерный. В итоге пришлось бы затратить огромные деньги, «угробить» природу и обеспечить при этом водой потребности только на треть. Проанализировав документацию, я возмутилась, поехала в Новосибирск к геологам, стала уточнять, какие еще есть варианты. Сказали, что был предложен вариант водозабора с реки Песчаной, но его «зарубили». Очень дорого. Далеко. Я подняла все документы, села, изучила и поняла, что Песчаная в сто раз выгоднее, чем Белокуриха. Написала длинную петицию председателю ВЦСПС С.А. Шалаеву, что предлагаемый проект водозабора из реки Белокурихи невыгоден: дорого, долго строить и только на вред курорту, уничтожим природу. Настояла на проведении экспертной комиссии.

Собрали человек сорок. И я, женщина с Алтая, приехала защищаться. Характер не подвел. Маститые проектировщики, конечно же, усиленно защищали свой вариант. Им было это выгодно. Часа три мы совещались. И все-таки мне удалось отстоять проект с Песчаной. Он был намного выгодней. Во-первых, там артезианская вода, 30-ти метровый слой гравия, проходя через который, вода очищается. Во-вторых, водопровод пришлось бы прокладывать по полю, опять плюс – не придется губить природу. И главное: воды – сколько хочешь. Песчаная – очень мощная река. Или Белокуриха – ручеек, или Песчаная.

Водозабор построили за 2 года. На сэкономленные средства удалось также построить дороги по улицам: Советской, Партизанской, Школьной. Так что за счет этого объекта не только город водой обеспечили, но и хорошими дорогами, которых до этого времени здесь, можно сказать, и не было.

Немало споров также возникало при строительстве центральной котельной, по поводу ее размещения. Изначально, по замыслу проектировщиков, она должна была расположиться при въезде в город. Для осуществления этого плана необходимо было произвести снос большого количества частных домов. Люди с земли уходить не хотели. Да и в те годы переселить их было некуда. Город жильем не располагал. Кроме того, необходимо было, помимо мощной котельной, построить десятки километров теплотрасс. Первым объектом подключения был санаторий «Катунь». Значит, требовалось не только проложить громадное количество линий, но и найти (а это было непросто) стальные трубы большого диаметра. На решение этих проблем ушло бы еще лет пять – семь, курорт остался бы без тепла.

После бурных обсуждений руководством курортных советов с участием подрядчиков и проектировщиков было принято решение о размещении центральной котельной рядом с действующей в то время паровой котельной. Думаю, что с приходом газа в Белокуриху, больше никаких споров по поводу ее размещения не возникает.

Еще одно из воспоминаний связано с дорогой на Белокуриху. Когда возводили главную электрическую подстанцию на горе, трансформаторы мощные получили из Чехословакии, каждый был около 50 тонн. Проблемы возникли, когда их нужно было переправлять через реку Катунь. Моста тогда еще не было, а такие тяжелые трансформаторы лед мог не выдержать. Разработали целый план мероприятий, чтобы их перевезти. Искусственно наморозили больше метра льда, а потом оборудование успешно перевезли через реку, доставили в Белокуриху и установили.

Такие моменты не забудешь никогда в жизни.

– По окончании масштабной стройки развитие сибирской здравницы могло остановиться. Что повлияло на дальнейшую судьбу Белокурихи?

– Чтобы Белокуриху включили в план, чтобы город-курорт получал дополнительное финансирование и начал стабильно развиваться, нужно было изменить его статус, а, значит, приложить немало усилий. В первую очередь, собрать «миллион» виз в Москве. Пробиваться в министерские кабинеты мне пришлось не одной. Александр Александрович Бенгардт принимал в этом самое активное участие. Нелегко было собрать все эти подписи, но мы справились.

Почти двадцать лет назад инициатива и старания всех, кто участвовал в строительстве курорта и переживал за его будущее, были, наконец-то, оценены и вознаграждены. Вышедший в 1989 году указ Президиума Верховного Совета РСФСР об отнесении города Белокурихи Смоленского района Алтайского края к категории городов краевого подчинения означал, что город-курорт будет получать дополнительное финансирование, а значит, будет развиваться и дальше.

– Что вы можете сказать о Белокурихе сегодняшней?

– Белокуриха стала неузнаваемой. По дорогам теперь ехать – одно удовольствие, газ провели, и это большой плюс. Санатории постоянно преобразовываются, уровень обслуживания в здравницах стал значительно выше. На территориях санаториев созданы интересные объекты, малые архитектурные формы радуют отдыхающих круглый год.

Что касается общего вида курорта, то здесь, на мой взгляд, много лишнего настроили. Безусловно, нужны объекты для досуга и отдыха, торговли, но не в таком количестве, как это сегодня представлено в Белокурихе.  Если и дальше курорт будет застраиваться в таком же духе, он утратит свои главные ценности – природные лечебные факторы, а, значит, и интерес отдыхающих. В силе природы заключается уникальность курорта: вода, воздух, леса – все это нужно сохранить для будущих поколений.