Газета «Курорт Белокуриха» продолжает публикацию материалов из истории Белокурихинской средней школы №1, посвященных 70-летию первой средней школы Белокурихи, юбилейные торжества которой намечены на март 2009 года. Предыдущие материалы из летописи школы публиковались в газете «Сибирская здравница» в 2008 году.

10 ноября 2008 года исполнилось 70 лет со дня принятия Совнаркомом постановления об открытии в селе Ново-Белокурихе полной средней школы.

Военное лихолетье

Р. И. БЕРНИКОВА,

12 июня 1941 года. На любимых камушках будущие выпускники 42-года. Первый  выпуск в 41-м году не состоялся из-за отсутствия учителей.  Этим ребятам предстояло войти в историю БСШ первыми аттестованными выпускниками.

Первые выпускникиНа  лицах у них радость и серьёзная уверенность в осуществлении мечты. До войны оставалось всего десять дней…

ФОТО
1-й ряд: Н.Швецов, Г.Савченко, В.И. Захаров, В.Бандовский.
2-й ряд: П.И.Малинин, 3.Берестень, В.К Анфимов., А.Куртукова, Л.Нурвиц,
3-й ряд: М.Шацких, Т.Макарова, А.П Анфимова., С. Падаков, А.Забродина, С.Яхно.

Через год, в 1942 году, аттестаты получили только девочки, их учили высококвалифицированные эвакуированные педагоги. Мальчики сражались на фронтах Великой Отечественной.

Особых успехов в трудовой деятельности достигли выпускницы 42-года. Зина Берестень после окончания филфака Московского пединститута более десяти лет работала завучем в Афганистане в школе при Советском посольстве.

Лида Курвиц долгое время была главой эстонского города Раквери. Безусые мальчики, ушедшие на войну из-за школьных парт, вернулись мужественными фронтовиками.

Коля Швецов, серьёзный, обязательный и порядочный во всех отношениях, гордость первой комсомольской средней школы, вернулся с войны инвалидом. Тяжёлое осколочное ранение давало знать о себе всю жизнь. Николай потерял левый глаз, не все осколки удалось извлечь из изрешеченного тела молодого бойца, но любовь к жизни победила. Николай Терентьевич всю свою жизнь посвятил любимому учительскому делу.

Курорт жил по своему календарю военного времени, но его жизнь была тесно связана с событиями школьной жизни.

С 1 октября 1941 года на курорте базируется эвакогоспиталь 3708. Начальник эвакогоспиталя врач 3-го ранга Завершинский. Комиссар – старший политрук – Дорошкин.

С 15 декабря 1941 года госпиталь закрыт; курорт «Белокуриха» принимает детский костно-туберкулёзньй санаторий имени Молотова  (главный врач Л.К.Василевский) и детский сад-интернат Наркомздрава из Москвы под руководством Н.Ф.Ивацик.

Вот что об этом событии пишет Таня Гулевич из старшей группы Московского сада-интерната, впоследствии Татьяна Ильинична Васильева, заслуженная артистка РСФСР,  доцент МХАТа:

 «В июле 1941 года нас, детей московских врачей, в возрасте от 5 до 16 лет объединили в детский сад-интернат Наркомздрава.  Родители остались защищать сердце нашей Родины – Москву, к которой приближался враг, а нас с воспитателями под руководством директора Ивацик Надежды Фоминичны отправили в глубокий тыл.

Нас было 126 человек. В Рязани к нам присоединился костно-туберкулезный санаторий голени Молотова во главе с Василевским Львом Казимировичем (240 человек),  и такой огромной семьёй мы в декабре 1941 года прибыли в Белокуриху. Больных детей («костников») разместили в 1 и 2 корпусах, наш сад-интернат – в 3 и 4.

Все дети школьного возраста пошли учиться в сельскую школу. После занятий  – организованный общественно-полезный труд по самообслуживанию, работа в столовой, на сельхозферме.

Мальчишки работали с удовольствием на конюшне, там у нас заболел сибирской язвой Леня Иохелес, спасти не удалось. Мы похоронили его в Белокурихе. О нашем горе из местных жителей хорошо помнит нала любимая няня тетя Феня, Ефросинья  Емельянова Семенихина, которая в каждое свое дежурство приносила нам гостинчик – это была вкуснейшая тыква-паренка, арбузы,  дыни и огурчики.

Летом работали на прополке, собирали лекарственные травы, помогали семьям фронтовиков. Задали каждую весточку с фронта,  из родной Москвы.

Помню «Комсомолку»  со статьёй «Таня»; зачитали до дыр,  мы гордились героическим подвигом комсомолки и готовы были его повторить. Дух высочайшего патриотизма царил в нашем интернате.

К 1 мая я написала литературно-музыкальный монтаж на патриотическую тему: в финале, во время исполнения песни: «Пламя души своей, Знамя страны своей, мы пронесли через миры и века!» –  на заднем плане колыхалось развернутое красное знамя. Зрители аплодировали стоя.

Много событий произошло за время нашего пребывания в Белокурихе, а одно для меня и Юры Розенталя стало судьбоносным.

Однажды мы подготовили концерт и пригласили основателей Московского камерного театра Алису Георгиевну Коонен и Александра Яковлевича Таирова, которые в то время находились в Белокурихе. Мы с Юрой сыграли отрывок из пьесы «На старой даче», и эти знаменитые артисты одобрили наше выступление, советовали по возвращении в Москву серьёзно подумать о театральном образовании. Юра после войны связал свою судьбу с театром Таирова, а я с МХАТом».

Дмитрий Борисович Петров, журналист, кандидат исторических наук, один из сыновей (в Белокурихе были братья-близнецы Дим и Том Петровы) профессора Петровой, руководившей центральным туберкулезным институтом, написал очерк «700 дней и ночей в Белокурихе».

« Мы начали устраивать свой быт в непривычных условиях Алтая. Возобновили свои школьные занятия. Школа переполнена, работает в три смены, но ни один ученик не остался вне её стен. В классе –  Тырышкины, Кайгородовы, Казанцевы.

... Это только сейчас понимаешь – с дисциплиной у нас в интернате было неважнецки: кое-кто отлынивал от учёбы, склонен был к хулиганству, словом, кто во что горазд.

На «улке» и на «саше», как говорили в Белокурихе, активный товарообмен – «менка». Например: за перочинный ножик – две пары носков, сладости – на махру.

Между нами, «москалями», и местными иногда были стычки.

И помнится, когда было, казалось, совсем уже невмоготу, запевал москвич Виля Левитин:

Мальчишку взяли под Иркутском,
Ему пятнадцать лет всего,
Как жемчуга на чистом блюдце,
Блестели зубы у него.
И под финал всей палатой:
И умер он, судьбу приемля,
Как подобает молодым:
Лицом вперед, обнявши землю,
Какую мы не отдадим.

Эта песня времен гражданской войны (слова поэта И.Уткина) заставляла быть мужчиной, преодолевать все невзгоды и, конечно, это было преемственностью боевых традиций.

... Суровой неге алтайской природы созвучны были героические дела, свершающиеся на наших глазах…

Отлично помню как мы торжественным маршем под оглушительный барабанный бой, с развернутыми знаменами прошли по всей Белокурихе. Со слезами на глазах выбегали к нам навстречу простоволосые сельчанки, на их лицах, радость и смятение:

– Победа?! 
– Да! Разгром немцев под Сталинградом.
– Ура!!!

... Хорошо помню уроки немецкого языка, которые вел старый учитель Павел Иванович.

Уроки проводились под девизом: «Надо знать врага !».

Труд ежедневный, будничный и тяжелый. Я работал в бригаде пожилого горбатенького сапожника Кукушкина, который учил нас чинить обувь.
...Конечно, мы баловались, были непослушными, порой строптивыми.

...Всё стало иначе с приездом крымского Артека. Можно благодарить Всевышнего за то, что судьба подарила нам встречу с артековцами в Белокурихе. Московский интернат  как-то естественно влился в Артек, и мы даже не пытались соперничать с ним ни по каким статьям».

«Артек»

11 сентября 1942 года Всесоюзный санаторно-пионерский лагерь «Артек» прибыл в Белокуриху и был размещен в 3-м корпусе.

Возглавлял военный Артек замечательный педагог Гурий Григорьевич Ястребов, которого отличали добрая привязанность к детям, ум, последовательность и точное представление о том, каким быть Артеку во время войны, и как держать его в нужном русле.

Нина Сергеевна Храброва, вожатая военного Артека, в своей книге «Мой Артек» напишет:
«Красота, величие и спокойствие Алтая бальзамом утолили наши уставшие души от долгих странствий и трудных военных дорог. Мы успокоились и поняли, что осядем здесь до конца войны и что нам здесь будет хорошо и надежно. Ребята станут ходить в школу, а мы, вожатые, займемся тем, чем нам полагается заниматься – пионерской и комсомольской работой с детьми. И это у нас получалось, несмотря на то, что на каждого вожатого было по 4 отряда в первый военный год и по 3 отряда уже на Алтае, куда мы довезли и сохранили 210 детей».

В Белокурихе артековцы жили с 11 сентября 1942 года по 12 января 1945 года.

Из письма эстонской пионерки Этель Силларанд своей подруге на Урал узнаёшь об интересных событиях из жизни артековцев в первый год пребывания у нас в Белокурихе, «1 октября мы пошли в школу, я в 6 «б». Со мной учатся Ильвес,  Лайне, Ада, Айно, Аста, Ваня Заводчиков, Юра  Кулешов. Учимся неплохо. У меня диктант по русскому языку только 3. Остальные –  5 . Недавно в лагерь к нам приехало 33 пионера, по направлению Наркомздрава. Ты уже знаешь, что литовские и латышские пионеры уехали в свои детские дома. Пионерская организация выглядит так: теперь не лагерь, а дружина. Есть штаб дружины. Линейку ведут не пионервожатые, а дежурные активисты. Председателем дружины является Владимир Aас. Активисты носят знаки различия в виде нашивок. Лагерь имеет свое знамя. День в лагере начинается пионерским салютом, в сопровождении горна и барабана. В школу ходим в две смены, младшие утром, старшие во вторую смену.

Здесь погода уже холодная.  Всем лагерем ходили убирать картофель. Лучшей была бригада Юры Кулешова. Потом нас премировали за хоровую работу – полу¬чили тетрадади, карандаши, перья и ручки. Через день кино. Смотрели фильмы «Щорс», «Салават Юлаев», «Дума про казака Голота», «100 мужчин и девушка» (американский), «Военный журнал», «Концерт на экране», «Великий гражданин» (о  Кирове)  и другие ».

Далее пишет Этель о прекрасной природе Белокурихи.

Заканчивается письмо сообщением о просьбе директора лагеря Гурия Григорьевича в Москву направить в лагерь девочку по имени Надя, которую пытали фашисты за то, что она, не выдала местонахождение своего отца, командира партизанского отряда. Случай этот был описан в «Пионерской правде» (письмо датировано 01.10.1942 г.).

А вот письмо Верховному Главнокомандующему Маршалу  Советского Союза товарищу Сталину:
«Мы, пионеры Всесоюзного санаторно-пионерского лагеря «Артек», внесли в Смоленское отделение госбанка Алтайского края наличными деньгами на строительство боевых машин из своих сбережений и заработанные в январе 1943 года 100, 009ру блей. Мы, как это делали и раньше, обещаем Вам весь свой заработок на полевых работах, в колхозах, в хозяйстве лагеря вносить в фонд обороны. Пионеры Артека обязуются весной засеять 10 га зерновыми, урожай с которых целиком поступит в Фонд Верховного Главнокомандующего на нужды Красной Армии.

Пионеры Артека призывают всех пионеров Советского Союза засеять при школах, детдомах, интернатах, колхозах, совхозах, специальные участки земли, чтобы осенью 1943 года, передать весь урожай с этих участков в Фонд Верховного Главнокомандующего на нужды нашей любимой Красной Армии…
Пионеры «Артека».

В трудное военное лихолетье Артек продолжал жить очень чётко организованной жизнью и руководители лагеря главными задачами в работе с детьми считали: укреплять здоровье ребят, воспитывать чувства интернациональной дружбы, товарищества и дисциплины, готовить крепкую социалистическую смену.

В военном Артеке сложился монолитный коллектив и создалась модель новой жизни, девизом которой молчаливо и единогласно было принято – мужество. Основой механизма военного Артека были: порядок, труд, интернациональная дружба.

В этой смене, которая началась 18 – 19 июня и длилась четыре военных года, были русские, евреи, эстонцы, литовцы, латыши. украинцы, белорусы, молдаване, немцы, казахи, поляки.

За весь военный период между детьми не было ни одного конфликта, который произошел бы на национальной почве.

Общим языком для лагеря был, разумеется, русский. Но когда наступали праздники – традицией их были концерты, на которых каждый из ребят показывал своё национальное искусство.

Все четыре военных года Артек жил одной семьёй, с общими радостями и огорчениями, с общими интересами, с общим настроем доброжелательности друг к другу.

«Общаясь между собой на одном языке, этот интернациональный детский коллектив сумел сохранить свои национальные языки и народные обычаи, создать в своей среде то, что мы называем взаимопроникновением культур. Чувства товарищества и интернациональной дружбы, начавшиеся в суровые военные годы, мы пронесли через всю жизнь». ( Из воспоминаний вожатой Н.Храбровой).

Основой всей воспитательной работы с детьми был труд.

Ежедневно педагоги Артека напутствовали ребят, уходящих на лесозаготовки, на работу в колхоз, в школу, на конный двор: работайте и учитесь хорошенько, это надо для фронта. Они знали и понимали это хорошо; знали с первого дня войны, знали все – большие и маленькие.

Вспоминает Г.Г. Ястребов, директор Алтайского Артека: «Все ребята были объединены в рабочие бригады. Младшие работали в подсобном хозяйстве, старшие на лесозаготовках, конном дворе. Старшие девочки распределены в две бригады – одна работала на кухне, другая в столовой.

И какие же молодцы были и девочки наши, и мальчики! Сейчас диву даешься, как только они управлялись со всем, что им поручалось. Ни нытья, ни отлынивания».