Четыре брата

В далекие времена, когда в здешних местах и людей-то не было, а обретались лишь звери дикие да гады ползучие, пришли в тихую долину люди неведомые, а откуда пришли никто до сих пор не знает. Сказывают,  будто бы из-за гор Уральских, а может, и того дальше – из лесов Заволжских, из деревень Тамбовских, или, к примеру, Олонецких.

Были они братья единокровные, на вид пригожие, улыбчивые, рослые да кудрявые. Было их пятеро – Гурьян, Кирьян, Темьян, Севостьян да Зырян. С именами, может, и накладка случилась, дела то давние, но старожилы, положив руку на Святое писание, в один голос утверждают, что младшего брата точно звали Зырян, что в переводе на понятный язык означает Светлый, а еще проще, Светозар. А пришли они сюда не от нечего делать, а чтобы землю в здешних местах обрести, ребятишек малых вырастить.

То, что увидели они в здешних местах, ошеломило их: горы высокие, ручьи хрустальные, долины глубокие, а в них зверья всякого и диких пчел – видимо-невидимо.

Расположились братья в живописной березовой роще на склоне большой горы, круглую вершину которой заметили еще издали, приближаясь пешим ходом к живописной солнечной долине.

В ложбине, что у подножия горы, собирая малину, расхаживали медведи, пели птицы, гудели пчелы. А чуть поодаль, на низко илистом берегу речки увидели они чудо чудное – ключи горячие, что бурлили и клокотали в великом множестве, будто взвар в гигантской посудине. А ниже по течению безымянной речки – глубокое озеро с чистой, прозрачной горячей водой, на дне которого клокотало два или три ключа, вздымая фонтаны золотистого песка и гальки. А вокруг озера на илистом берегу разлеглись гады ползучие, начали считать – со счета сбились. Медвежьи следы на илистом берегу прямо к горячим ключам тянутся – чудно все это. В сторонке, спрятав голову в кусты от солнечных лучей, медведица лежит – нежится, мокрой шубой встряхивает. Увидела пришельцев – отвернулась: у нее свои заботы, о здоровье подумать надо, о ребятишках своих косолапых – как же без этого.

Братья и сами в то озеро окунулись – и раз, и другой,  такую благодать в теле почувствовали, что никакими словами описать невозможно. Сели братья на берегу, задумались.

- М-да… - рассудительно сказал Гурьян, приглаживая влажную бороду.
- Угу, - отозвался Кирьян, с тревогой вглядываясь в густую траву, куда преспокойно уползла змея.
- И я так думаю, - добавил Темьян, подставляя солнцу могучие плечи.
- Оно, конечно, земля хорошая, вон кругом благодать какая – аж дух захватывает, - сказал Гурьян.
- А землю эту мы всю к рукам приберем. И горы, и долину, и чудо - ключи горячие, - пояснил Кирьян.
- Приберем, как пить дать, - согласился Темьян. Вся земля вокруг теперь наша. А всем прочим – от ворот поворот укажем.
- Точно, укажем, - завершил разговор Севостьян. А ключи эти – завалить землей да каменьями, чтобы никому не достались. Мы и без них проживем.
- Да что вы, братья! Белены объелись, что ли? Да ключи эти, может, самим Богом даны, для пользы людям! – возмутился Зырян.

Завязался спор, дело дошло до драки, Зыряну, младшему, по первое число всыпали. А из-за чего сыр-бор? Шкуру неубитого медведя делили!

Улеглись братья на лужайке – ночь надвигается, а Зыряна подальше турнули. Спать бы надо, а сон не идет. Встали братаны, затылки почесали, задумались, плечом к плечу стоят.

- Убрать надо Зыряна, он все готов людям отдать, - сказал Гурьян.
- Убрать! – добавил Кирьян.
- И я так думаю, согласились Темьян и Свастьян. Бери, братья, колья. И дело с концом.

Но случилось тут нечто совсем непонятное: разверзлось черное небо, ударила молния, грянул гром, потоком хлынул дождь.

Так и стоят Четыре брата на том месте, где постигла их кара Божья, напоминая путникам известную заповедь: не пожелай ближнему зла, а проще «не убий!».

Только сказывают старожилы, жив остался Зырян – Светозар. И живет он по сей день рядом с нами, озаряя наши смятенные души светом добра и любви к ближнему, призывая к достойным делам во имя светлого будущего.

Такая вот легенда дошла до нас через годы, столетия. А может не легенда совсем?

О том, что делать с горячими ключами, вокруг которых гады ползучие кишмя кишели, мужики и столетие спустя до свирепой хрипоты не раз спорили. «Засыпать, завалить камнями!» - кричали многие. И дело чуть было не дошло до кровавого побоища. И лишь один из первых поселенцев деревни Ново – Белокурихи, Зырянов, заявил привсенародно: «Мужики! А если ключи эти – благодать Божья? А если они на благо человеку дарованы? Тогда как же? Сберечь их надо, сохранить. Вот мой сказ!». И впрямь, легенда стала былью. Спустя многие годы и столетия.

Впрочем, как утверждает историк И. Тыжнов, засыпали не раз. Но они пробивались из недр снова и снова, к свету, к людям, щедро отдавая им свое тепло и целебную силу, рожденную в глубоких недрах Алтая.